В четверг 17-го февраля Атаман Регионального отделения МКЦ России по г. Москве, казачий полковник Турченко Аркадий Валерьевич провёл «Урок Мужества» в Московском Шереметьевском кадетском корпусе, приуроченный ко Дню защитника Отечества. Тема занятия – «История и роль казачества в обеспечении защиты и безопасности России».
На встрече с воспитанниками подробно и с интересом обсуждались вопросы истории возникновения казачества; участия казаков в защите рубежей и расширении границ России; культурно-нравственное воспитание казачат, подготовка их к службе; казачьи традиции, игры, песни, обряды; национальная казачья кухня и мн. др. Были продемонстрированы образцы традиционного казачьего оружия различных исторических эпох.Встреча прошла интересно и с пользой, а два часа пролетело, как 10 минут.
Шереметьевский кадетский корпус на сегодняшний день является уникальным в своем роде образовательным учреждением в Северо-Восточном административном округе города Москвы. В процессе обучения в нем слушатели и кадеты, наряду с общеобразовательными дисциплинами изучают основы военной службы, куда входят и строевая подготовка, и изучение действующих воинских уставов, и огневая подготовка. Эти занятия проводят офицеры-наставники из числа заслуженных военных ушедших в запас, которые закреплены за каждым классом начиная с 5 по 11, что создает определенный настрой, содействующий укреплению дисциплины среди обучающихся.Кроме того, более 75% обучающихся занимаются единоборствами, которые позволяют не только поддерживать хорошую физическую форму, но и воспитывают волевые качества, без которых невозможно обойтись будущим защитникам Отечества. Для этого в корпусе имеется прекрасный спортивный зал, где под руководством штатного инструктора действует спортивная секция рукопашного боя. Начиная с 5 класса, учащиеся носят специализированную военную форму, определяющую их принадлежность к Московскому Шереметьевскому кадетскому корпусу.В учебном учреждении существует музей Боевой Славы 73-ей Новозыбковской стрелковой дивизии, на базе которого проводится постоянная работа по идеологическому воспитанию слушателей и кадетов, устраиваются тематические занятия, активно действует военно-патриотический клуб.
Насколько существует актуальность и востребованность военно-патриотического воспитания молодежи на основе исторических традиций Российского казачества? Как подрастающее поколение, решившее связать и посвятить свою жизнь и судьбу служению Родине, воспринимает такое понятие, как «Патриотизм»? Что такое «Патриотизм» для них сегодня? Слово? Отношение? Действие? Для этого обратимся к истории.
Система воспитания готовности и способности к защите Отечества у казаков занимала и занимает одно из главных мест среди славных патриотических традиций России.
Педагогика казачества представляет большие возможности в воспитании нравственности, доброты, трудолюбия, но особо серьезное внимание стоит обратить на сложившуюся у казаков систему именно военно-патриотического воспитания, направленную на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.
Обобщение исторического многовекового опыта казачества по воспитанию воинов-патриотов имеет практическую ценность и в наши дни.
Исторически сложилось, что сама жизнь заставляла казаков вести вооруженную борьбу за свое существование, участвовать в сражениях за землю Русскую, оберегать Родину от внешних врагов. Воинами были все казаки от юношеских лет до глубокой старости, пока могли держать в руках оружие. Этот особый уклад жизни выработал у казаков и своеобразную систему воспитания, направленную на формирование и развитие высоких морально-нравственных и физических качеств личности. И это воспитание в полной мере давало свои плоды. Например, девизом всей жизни прославленного великого казака, атамана Войска Донского генерала от кавалерии Матвея Платова был девиз «Честь дороже жизни!» И этому девизу он следовал до конца.
В обыденной же жизни казаки были просты, в своем общежитии привязаны друг к другу, как братья, гнушались воровством и делились между собой последней крохой хлеба, последним достоянием.
Почтение к старшим и в особенности к испытанным в боях воинам была обязанностью для молодого поколения.
Казаки от природы были народ религиозный, без ханжества и лицемерия; клятвы соблюдали свято и данному слову были верны до смерти. Во время «Азовского сиденья» в 1641г. казаки дали клятву друг другу лечь костьми, но не сдавать древний свой город сильному врагу и свято исполнили эту свою клятву.
Вообще, у казаков были очень малые потери в боях, поскольку они оберегали друг друга и скорее позволяли убить или ранить себя самого, чем своего товарища. Казаки в своей боевой жизни предателей не знали, не было таковых в их среде. Случайно попавшие в плен, тайн своего казачьего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников-героев. Трусость презирали, вероломство считали недостойным чести казака.
Казак рождался воином, а потому военные игры и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали такую меткость в стрельбе, что многие из казаков могли на значительном расстоянии выбывать пулею из рук монету, зажатую между пальцев, не задев рук. Все это также было результатом специального воспитания и обучения казаков, которые начинались с самого раннего детства. Как правило, лет с 3-5 казачонка уже приучали к верховой езде, стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой – с 10. Рукопашному бою учили также с 3 лет, передавая особые в каждом роду хранившиеся приемы. Казачат учили ежедневно – стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться. Обучение было тяжелым и постоянным, но именно благодаря такой системе обучения все казаки были профессионально подготовлены к боевым походам. Все это и делало их абсолютно незаменимыми для русской армии. Потому и говорили: «Казаков много не бывает, но мало не покажется».
Вообще учеба у казаков всегда была на первом месте. Те из молодых казачат, кто учился в кадетском корпусе или гимназии, были известны всем жителям станицы или хутора. Ими гордились. Студентов и юнкеров даже старики-казаки называли по имени-отчеству.
Но молодых казаков не только обучали, но и строго воспитывали. Постоянно культивируемая в народной казачьей культуре «исправность» подразумевала высокое внутреннее достоинство, что, прежде всего, выражалось во внешней опрятности, скромности одежды и в манере поведения. Коренной родовитый казак никогда не показался бы на людях в расстегнутом мундире, с разлохмаченным чубом, распоясанный и расхристанный. Казаки – старики были хранителями казачьей нравственности и обычаев, у них была власть авторитета и мудрости. Все это тоже было результатом казачьей педагогики.
Но все же главное предназначение казачества – это вооруженная защита приделов родной земли. Собственно говоря, это основная, идущая из глубокой древности, роль казака. Так уж сложилось, что величие личности казака всегда связывается с защитой Отечества. Он мог быть писателем или ученым, оружейным конструктором или офицером штаба в Санкт-Петербурге, но когда начиналась война, все эти люди становились в полковые ряды своих, родных им казачьих войск России. Да и вся история казачества неразрывно связана с верным служением Родине. И это главный результат казачьего воспитания, ведь казачье воспитание – подлинная высшая школа патриотизма. Оно было всегда направленно на формирование и развитие высоких морально-нравственных и физических качеств личности, ведь казаки – народ с твердыми устоявшимися правилами поведения, как в семье, так и в обществе.
В этой связи стоит вспомнить слова, сказанные Патриархом Московским и всея Руси Алексием II: «…Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны…
Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек…Я думаю, что сегодня у нас основная задача патриотов: созидание собственной страны…»
Стоит отметить, что актуальность и востребованность военно-патриотического воспитания молодежи на основе исторических казачьих традиций было ярко продемонстрировано в ходе недавних событий в Крыму и Новороссии, где казаки сыграли ведущую роль в процессе воссоединения Крыма с Россией, а также находясь на самых передовых позициях борьбы с украинскими фашиствующими националистами в Луганске и Донецке.
Так какие задачи стоят сегодня в приоритете перед казачеством России?
Из вышесказанного можно сделать вывод, что на современном этапе развития казачества, одной из составляющих участия казачества в жизни российского общества, является деятельность различных казачьих организаций в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Успешное выполнение этой задачи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать возрождению новой России, а с ней и российского казачества.
Руководствуясь изложенными выше задачами, казаки Регионального отделения МКЦ России по г. Москве, во главе с Атаманом Турченко А.В. также по мере своих сил и возможностей будут продолжать проводить эту важную государственного значения работу по воспитанию и обучению подрастающего поколения нашей страны, в том числе и с воспитанниками Московского Шереметьевского кадетского корпуса, чтобы воспитать из них настоящих патриотов и защитников своей Родины!
Атаман Регионального отделения МКЦ России по г. Москве,
Казачий полковник Турченко А.В.