22 ноября 2015 года в Николо-Берлюковском монастыре, в храме Христа Спасителя состоялось архиерейское богослужение под руководством Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. После проведенной Божественной литургии было совершено освящение монастырской колокольни, которое также провел митрополит Ювеналий.
История монастыря
В 1606 году на месте будущей Николо-Берлюковской пустыни поселился иеромонах Варлаам, пришедший сюда из разорённого поляками соседнего Стромынского Успенского монастыря. Название будущей пустыни — Берлюковская — народное предание связывает с именем разбойника Берлюка (это прозвище переводится как «волк», «зверь» или «человек с суровым характером»).
Согласно преданию, из Успенского Предтеченского монастыря к Варлааму пришли две старицы — игумения Евдокия и казначея Иулиания; они принесли с собой древнюю икону Николая Чудотворца, которую Варлаам поставил в специально срубленной деревянной часовне Николая Чудотворца. Через некоторое время их стараниями и благодаря помощи окрестных жителей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.
В начале 1701 года храм становится подворьем московского Чудова монастыря. Сразу после этого сюда прибыло несколько человек братии во главе с настоятелем Пахомием. В этом же году на пожертвования московского купца Викулы Мартынова выстроен новый каменный храм во имя Николая Чудотворца.
В 1719 года церковь святителя Николая Чудотворца становится главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, которая спустя некоторое время была изъята из ведения Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому монастырю. Первым настоятелем пустыни назначен иеромонах Диодор.
С октября 1731 до апреля 1734 настоятелем обители был иеромонах Иосия, поручителями которого были царевны Мария и Феодосия, сёстры Петра Великого. В апреле 1734 года иеромонах Иосия был выслан на Камчатку, а обитатели монастыря распределены по другим монастырям.
Монастырь был упразднён 29 июня 1920 года. Большинство строений бывшей обители были переданы Дому инвалидов; братии некоторое время принадлежали лишь Всехсвятский храм с кельями. Храм Христа Спасителя был превращён в приходской. В феврале 1921 года запрещены крестные ходы с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей; из монастыря экспроприированы все серебряные оклады, серебряные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг. В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель — игумен Ксенофон. 2 февраля 1930 года в стенах монастыря состоялась последняя Божественная Литургия.
В 30-х годах в келейных корпусах размещались дом инвалидов войны и труда, затем — санаторий для туберкулезных больных, с 1941 года — госпиталь на 100 мест, с 1945 года — дом инвалидов, с 1961 года — больница № 12, с 1972 года — Московская городская больница № 16 для больных туберкулезом и психическими заболеваниями. Казанская церковь и монастырское кладбище были полностью уничтожены. В 1993 году во время бури с монастырской колокольни ветром сорвало старинный крест.
Осенью 1992 года при монастырском храме Христа Спасителя была зарегистрирована община. В 2002 году указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин). 19 декабря2004 года в подклети храма Христа Спасителя была отслужена первая Божественная Литургия. В том же году общине были переданы храм Христа Спасителя, колокольня и территория монастырского сада. Силами общины велись реставрационные работы на территории обители.
Зимой 2006 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Алексия Второго приход храма Христа Спасителя официально преобразован в мужской Николо-Берлюковский монастырь. В августе 2006 года на колокольне монастыря была установлена пятнадцатиметровая позолоченная главка с крестом.
Архиерейский визит в обитель был непосредственно связан со знаменательным событием этого года – возвращением Русской Православной Церкви всего архитектурного комплекса зданий монастыря.
По приглашению Атамана Лосино-Петровского хутора Подолинского Н.В. (СКР), на территории которого и находится эта православная обитель, в торжествах приняли участие и казаки ХКО «Бабушкинский», а также представители казаков-воинов «Волчья сотня», СКР, МООКО ВКО ЦКВ и других казачьих структур, входящих в Совет казачьих общин Москвы и Московской области.
Атмосфера царила празднично-торжественная. Несмотря на легкий морозец и колючий ветерок, казаки были, как им и положено в таких случаях, бодры и веселы, находя время и для взаимного общения, что играло положительную роль в налаживании полезных связей и личных контактов.
Подводя итоги, хочется отметить, что такие встречи казаков способствуют их взаимному обогащению в плане лучшего понимания первоочередных целей и задач казачества на данном историческом этапе. Непосредственно проведение данного мероприятия еще раз наглядно и убедительно доказало, что казаки различных общин и объединений способны и могут безо всяких оговорок и каких-либо условий действовать сообща, если цели и задачи этого объединения понятны и ясны, а главное – полностью соответствуют по своим конечным результатам многовековым традициям и принципам российского казачества. В единстве – сила!
Слава Богу, что мы – казаки!
Кошевой Атаман ХКО «Бабушкинский»
войсковой старшина Ханин Н.В.