Фонд «Солидарность для жизни»

Казачий Информационно-Аналитический Центр

Атаманская сабля

Атаманская сабля – обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства.

Булава

Булава (пернач) – простое ударное ручное холодное оружие, имеющее тяжелую шарообразную или грушевидную головку.

Региональное отделение МКЦ России Региональное отделение МКЦ России по г. Москве

Нередко утверждается, будто казаки были ретроградами, отсталой «темнотой». Это, разумеется, не так. Просто они сумели сохранить принцип, характерный для допетровской России — принимать лучшее чужое, но при этом не забывать и не перечеркивать лучшее свое. Причем свое должно оставаться основой. А просвещение и культурное развитие отнюдь не противоречили фундаменту казачьих традиций и шли на том же уровне, что в остальной России. Так, еще в 1722 г. донской атаман Максим Фролов послал в Москву сына и племянника «ради изучения в школе книг латинского и немецкого писания и других политических наук» — примерно в это же время и российские дворяне стяли посылать детей на учебу. И если в начале XVIII в. порой еще попадались неграмотные атаманы, то это явление наблюдалось и среди дворян, даже высшей знати (князь Меншиков). Но постепенно оно было изжито.

 

Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли он на Русь из степи, или в степь от Руси. А может, он был общим для всех дружинников: и степняков, и славян, и варягов. Но у казаков он сохранился до наших дней.

 

14 октября Казаки отмечают один из своих самых значимых праздников — Покров Пресвятой Богородицы. Исторически такая традиция была приурочена к чудесному поражению турок под Азовом (Азовское осадное сидение 1641г.). Когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона не оставалось уже никаких надежд на победу, им была явлена «жена прекрасная в багряной ризе», вдохновившая их на победу. 

 

УСТАВНЫЕ КАЗАЧЬИ ШАШКИ

Шашка - рубяще-колющее длинноклинковое холодное оружие. Первоначально на вооружении русской иррегулярной кавалерии состояла шашка кавказского типа, имевшая клинок небольшой кривизны иэфес, состоящий из одной рукояти с раздваивающейся головкой, без каких-либо защитных приспособлений. Типично кавказский эфес можно считать одним из основных отличительных признаков шашки как вида холодного оружия. Характерным отличием шашки от сабли всегда было наличие у шашки деревянных ножен, обтянутых кожей, с кольцом (реже с двумя кольцами) для пасовых ремней портупеи на выпуклой стороне (то есть она подвешивалась по кавказки лезвием назад), тогда как у сабли кольца всегда на вогнутой стороне ножен. Кроме того, шашка носилась чаще на плечевой портупее, а сабля на поясной.

 

После действительной военной службы в первоочередном полку, казак уходил в запас первой очереди с обязательным прохождением ежегодных лагерных сборов; затем он переходил в запас второй очереди, где лагерные сборы были периодическими, но уже не ежегодными. И, наконец, казак переходил в нестроевой разряд, будучи в котором он надевал форму с погонами, отбывая дежурства в станичном правлении (сидельцем – кто куда пошлёт). Наконец, подходила очередь несения им церковного караула (казак сидел в прицерковной сторожке, называемой на Дону и поныне караулкой, и, посматривая на часы-ходики, ежечасно «бил склянки», дёргая за протянутую от караулки к языку колокола верёвку должное число раз).

Только после этого казак окончательно освобождался от повинностей, присущих войсковому сословию.

 

Источник: www.kazachiy-krug.ru

 

Казачий обычай носить серьги связан исключительно с военной стороной жизни. Однако не все казаки имели право носить их. Серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом — последний мужчина в роду.

 
Икона дня

 

 
 

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Этот день в истории
Казачьи традиции