В № 66 «Родимого Края» была помещена очень интересная историческая справка М. Черныша «Черноморское Войско». В своей статье М. Черныш покрывает главным образом период, начиная с 1775 года, т. е. со времени уничтожения Запорожской Сечи. Этот крайне интересный труд навел меня на мысль забраться в еще более далекое прошлое и попытаться в кратком очерке напомнить читателю некоторые подробности из начального периода жизни Запорожья.
О казаках в киевском крае впервые упоминается в конце пятнадцатого века. Тем не менее, отсюда не следует делать поспешный вывод, что до того, мол, времени казачества в Киевщине не существовало. Появление Казачества надо, конечно, отнести к более ранней эпохе, но к какой именно — сказать трудно, а просто строить предположения, не опираясь на исторические документы — безответственно. В девяностых годах пятнадцатого столетия Александр, великий князь литовский, устанавливает законы о поборах и в главе посвященной налоговой юрисдикции воеводы Киевского, пишет: «...а которые же козаки з верху Днипра и з наших сторон ходят водою на низ до Черкасс и далей и што там здобудут з того со всего воеводе киевскому десятое мают давати».
Оставляя в стороне общеизвестные причины возникновения Казачества — одиночные и массовые побеги недовольных барщиной и правительственными органами — будь это в Литве, на Руси, в Крыму или в другом государстве — постараемся перейти к вопросу заселения пограничных земель. В течение полутора столетий, если даже не меньше того, степной пустынный край превратился в цветущий сад. Об этом свидетельствует один из строителей Сечи, французский инженер Боплан, проживший на Украине 18 лет и оставивший немало записок по этому вопросу. «Казаки настолько отодвинули границы государства», пишет Боплан, «и приложили столько усилий к обработке пустынных земель, что в настоящее время их необыкновенное плодородие составляет главный источник государственного дохода». Радостно трудились поселенцы на своей, только своей, как они думали, земле, освободившись от ярма, от поборов, от дыбы и кнута. Росли хутора и села. Прилепившись к стенам замков, росли местечки, заселенные ремесленниками — чеботарями, шорниками, бондарями и др. Возле Каневского и Черкасского, возле Переяславского и Винницкого замков вырастали эти местечки. Начиналась торговля — мехами, воском да медом, кожами да рыбой; товары везлись в Киев, продавались магнатам в степных замках. Но даже и здесь не всегда удавалось ушедшему в «казакованье» навсегда избавиться от поборов. Уже в середине шестнадцатого столетия казаки жалуются, напр., на черкасского старосту самому королю Сигизмунду, и тот принимает их под защиту. Понятно, что освоение казаками целинных земель и превращение их в плодороднейший край не могли не вызвать зависти польской и литовской шляхты, которая всячески старалась захватить эти земли, а самых казаков — закабалить. Согласно историку восемнадцатого столетия Ригельману «паны почему-то вообразили, что Украина — их вотчина, а казаки — их подданные и холопы, и начали они того дня усильно в жилища их вторгаться и в свои работы усильно принуждать». Одним словом — из огня да в полымя. Мужественно обороняло права свои казачество, но сила солому ломит, и вот, под давлением вооруженных отрядов шляхты с их холопами, большой части казачества пришлось отойти к югу, в низовья Днепра. Особенно многолюдные центры возникли в районе Черкасского и Каневского замков, преграждавших татарам путь на Литву.
В четырехсот километрах от Канева, там, где теперь Днепропетровск, начинаются пороги — каменные гряды, преграждающие путь могучему Днепру. Эти гряды, или как их еще называют — «лавы», высотой метров в пять-семь, пересекают русло реки от одного берега до другого. Главных порогов двенадцать, но некоторые из них состоят не из одной, а из нескольких лав. Самым опасным порогом считается Ненасытец или Дид-Порог. За порогами, выйдя на простор и затопив широкую равнину, спокойно и привольно течет старый Днепр, образуя целую сеть островов. Вот эта местность и есть Запорожье. Из островов следует отметить Большую и Малую Хортицу (сразу за порогами), Томаковку (при устье речки того же названия), Великий (при устьи речки Конской) и Базавлук лежащий у устья двух рек — Базавлука у Чертомлыка. Много, очень много рек, речек и потоков впадает здесь в Днепр. Все это хитрое сплетение их, вместе с девственными зарослями камыша составляет плавни. По свидетельству того же Боплана «плавни настолько изобиловали рыбой, что от чрезмерной тесноты она гибла, разлагалась и заражала самый воздух. За один «заход» казаки, бывало брали по две тысячи и более штук, причем самая маленькая была не менее фута». Но для заселения местность эта мало годилась — оводы, мухи, комары, малярия — все это расхолаживало несколько энтузиазм переселенца. Однако, даже несмотря на все это, постепенно казаки принялись за освоение и этого края — слишком уж богат он был и рыбой и зверем. В степях — табуны тарпанов, стада сайгаков, даже лоси и туры попадались, а в плавнях — несметное количество кабанов куниц и бобров и к тому же масса птицы.
Близко, ох, близко тут к татарским кочевьям, немного дальше зайдешь и прямо в пасть волку — в татарский полон. Уже в 1552 году Сагиб-Гирей, хан татарский, посылая грамоту Литве, жалуясь, что «казаки — каневцы да Черкассы становятся по Днепру у самых татарских кочевий...».
Появляются зимовники, зарождается скотоводство. В универсале гетмана Богдан Хмельницкого от 15 января 1655 года упоминается о том, что «запорожские козаки имел тут свои зимовники еще с начала шестнадцатого столетия». Зимовники служили для сохранения конских табунов и рогатого скота в зимний период и состояли из «кошар» — загонов, обнесенных плетнем, и саманных хат, а также и сараев для заготовки и хранения корма. При зимовниках иногда имелись и пасеки. Но все же скотоводство в этот период не являлось главным занятием запорожцев. Главным образом они занимались рыболовством и охотой. Для ловли рыбы козаки сходились в «ватаги» и выбирали себе «ватажных» атаманов. Улов везли в Киев и другие города и замки, а прибыль делили поровну или же согласно вложенному труду и внесенным рыболовным принадлежностям. Итак, уже в первой половине шестнадцатого столетия низовья Днепра были заселенным краем, который постепенно развивался экономически.
Так как шляхта все более и более старалась закабалить казачье население, проживавшее над порогами, в 1536 году началось восстание, охватившее и район Канева. Восстание было подавлено в крови, в результате чего значительное число казаков бежало дальше, в Запорожье, так как местность в низовьях Днепра в те десятилетия считалась как бы ничьей. Таким образом, население Запорожья благодаря этому значительно увеличилось. Итак, мы говорили все время об образовании Запорожского казачества, но ни словом не обмолвились о Запорожской Сечи, потому что таковой еще не было.
В истории Запорожского казачества часто попадается фамилия Вишневецких. Род магнатов Вишневецких сыграл большую роль в ней, иногда положительную, а иногда и отрицательную. В середине шестнадцатого века был известен князь Михаил Александрович Вишневецкий, управляющий двумя староствами сразу — Каневским и Черкасским. Его главной целью было выманить казаков из Запорожья и поселить на своих землях, и дабы достигнуть этого он прибегал ко всяким ухищрениям — когда по шерстке, а когда и против. Но ни так, ни этак, своей цели не достиг, несмотря на ласковые грамоты и на вооруженные набеги. Казаки попрежнему оставались за порогами. С другой стороны угрожали татары. Не раз и запорожцы оставались за порогами. С другой стороны угрожали татары. Не раз и запорожцы нападали и били татар. Нападали и били они и турок. Уже в 1490 году был совершен поход на Очаков. В 1503 году запорожцы напали и разбили сильнейший татарский отряд у Тягинского перевоза, на самых порогах. Сохранились письма-жалобы хана литовским князьям от 1545 года, где хан жалуется на то, что «...собравшися на поли за Черкассы козаки нападоша на наших крымских людей што в московское княжество идоша а было их своевольных Козаков восемьсот и старшие им беша Карп, а Андруша, а Лесун, а Яцко и иншии». В том же году на помощь турецкому султану пошел со своим отрядом молодой хан Эмин-Гирей, направляясь к Аккерману, но запорожцы неожиданно напали на него и не позволили переправиться через Днепр: «...а тут козакы на него ударили инших побили и инших поймали а сам царевич Эмин ледве до Бела города втек... Часто они козаци перешедше Днепр по сей стороне на Самаре на Чарной Криницы у Дробных Криницах завжды на воде и на поли людей наших имают...».
И вот приблизительно в этот период, т. е. еще в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого века казаки начинают строить постоянные укрепления, так называемые «городцы». В этом отношении историческая литература бедна сведениями, и мы не знаем точно, где такие крепостцы имелись, но знаем, что они были и что именно это и следует считать началом основания Запорожской Сечи. Об этом прежде всего напоминает историк Мартин Вельский: «Казаки», пишет он, «постоянно заняты рыболовством на Низу, там же сушат они рыбу на солнце без соли. А как лето проходит, расходятся они по городам — Киев, Черкассы и другие — и оставляют на острове, на безопасном месте лодки и несколько сотен казаков на коше, как они называют — при стрельбе — так как есть у них и пушки, у татар отбитые и в турских крепостях отнятые». Итак, казаки, вернее большая часть их, уходит на зиму в города. Но это только в самом начале, а после восстания 1536 года они уже постоянно проживают в Сечи и в городах не показываются. Итак, к 40-м годам шестнадцатого столетия у запорожцев уже существует определенная военная организация, именуемая Кошем, есть укрепления, есть гарнизон и есть артиллерия. Трудно, вернее невозможно, указать точную дату формирования Сечи — она складывалась постепенно, в течение десятилетий.
Несмотря на то, что отсутствует точное указание, где именно были расположены отдельные крепостцы, имеются самые определенные сведения о том, где был расположен главный Кош, который и считался самой Сечью. Мартин Вельский же указывает нам место: к югу от острова Хортицы есть другой остров — Томаковка; «...на нем чаще всего проживают низовые козаки и он служит им по существу самой сильной крепостью на Днепре». Этот остров называли потом и Буцким, от слова «буц», что означает «беглец», т. е. остров беглецов; называли его также и Городищем или Днепровским островом. Томаковкой он назван был из-за одноименной реки Томаковки, правого притока Днепра, который образует, подходя к острову, два рукава. Один сливается с Ревуном, а другой с Речищем, притоками Днепра. Историк Лясота утверждает, что в то время все три реки назывались Томаковками. «Томаковка», пишет Боплан, «в одну треть мили в диаметре, круглой формы, покрыт лесом. С его вершины видно все течение Днепра от Хортицы до Тавани». По свидетельству Самуила Зборовского, побывавшего там во второй половине шестнадцатого века, «остров может вместить двадцать тысяч человек и много лошадей». Почва каменистая. Берег, особенно в одном месте, довольно высокий.
Попытки захватить Запорожье продолжаются со всех сторон. Пытаются это сделать литовские магнаты, пытаются и татары. Снова появляется Вишневецкий, на этот раз сын Михаила, Иван, который продолжает дело отца, но также безуспешно. Зато, когда старостой каневским и черкасским становится его сын Димитрий Иванович, положение меняется. Димитрий князь Вишневецкий считается многими историками основоположником Сечи Запорожской и одним из самых крупных ее героев. Именно под его предводительством были совершены многие походы против татар и турок, и имя его вошло в историю и казачьи песни. В них он воспевается, как казак Байда. Советские историки старараются опровергнуть эту версию, умалить его значение в жизни Украины и даже приписать ему небывалые преступления и козни. Но, если доверять историческим изысканиям Костомарова, Эварницкого и Грушевского, Димитрия Вишневецкого следует считать одной из центральных фигур того периода. То же самое утверждает и Мартын Вельский, которому мы обязаны первыми сведениями о Запорожской Сечи. После многочисленных походов и битв князь Димитрий Вишневецкий был схвачен турками и казнен в Стамбуле: «...а Вишневецкий и Пясецкий были сброшены с башни на крюки железные, вделанные в стены у морского залива по дорогу из Константинополя а Галату... зацепившись за крюк, он (т. е. Вишневецкий) жил так три дня, пока турки не убили его из луков за то, что порицал их басурманскую веру...». Так пишет Вельский. Советские историки почему-то опровергают эту версию, ссылаясь при этом на мемуары французского посла, в которых сказано: «...Дмитрашко (Вишневецкий) едва прибыл, как его величество султан приказал его казнить вместе с Пясецким. Всех остальных отправили на галеры». Я не вижу, в чем расхождение, разве лишь в отсутствии деталей...
Вследствие частых нападений литовцев на запорожских казаков и угнетения украинцев, проживавших в верховьях Днепра, в 1591 году вспыхнуло сильнейшее восстание, продолжавшееся почти три года и охватившее значительный район. Началось с нападения запорожцев вместе с реестровыми казаками на белоцерковский замок князя Острожского, а затем вспыхнуло в Триполье и Переяславле. Зимой 1592 года оно распространилось уже на воеводства Волынское и Брацлавское, а осенью 1593 года казаки окружили и осадили Киев.
Очень возможно, что и Киев был бы взят восставшими, но в это время татары, воспользовавшись отсутствием большого числа запорожцев, неожиданно напали на Сечь. Во главе армии шел сам хан. Небольшая группа защитников мужественно сопротивлялась во много раз превосходившей ее армии, но, видя безнадежность положения, под покровом ночи ушла на быстрых лодках, и татары разрушили Сечь до основания. Не ограничившись этим, татары той же зимой совершили несколько нападений на поселения Запорожских казаков, чем причинили большой хозяйственный ущерб. Одних лошадей было захвачено в этот период свыше двух тысяч голов, не считая другого имущества. Вследствие разрушения Сечи казаки вынуждены были снять осаду, но не прежде чем выговорить себе выгодные условия от киевского воеводы. Реестровая казачья артиллерия получила 24 пушки, а каждый казак получил по 12 золотых откупа. Так закончился первый период истории славной Запорожской Сечи.
БАЗАВЛУЦКАЯ СЕЧЬ
Запорожское казачество не могло жить без укреплений, без постоянной вооруженной охраны — слишком быстро развивалось оно в хозяйственном отношении, слишком быстро осваивало оно девственные земли. Поэтому сразу же после разрушения татарами первой Сечи на Томаковке запорожцы приступили к постройке новой. Для этой цели они выбрали остров Базавлук, находившийся километров на 25 юго-западнее Томаковки. В этом месте три реки вливаются в Днепр — Подпольная, Скарбная и Чертомлык. Остров тянется на два километра в длину, образуя треугольник. Постройка Сечи началась в том же 1593 году. Быстро выросли валы и палисады, вокруг них — глубокий ров. Но на случай зимнего нападения запорожцы пробивали лед в нескольких местах и, как только прорубь затягивалась тонкой коркой льда, насыпали сверху снег, чтобы неприятель, понадеявшись на толщину льда, неминуемо нашел смерть в ледяной могиле. Все валы и палисады соединялись высокими башнями, в бойницах которых были установлены пушки. Посреди Сечи была большая площадь — майдан, на котором происходили все важные собрания. Тут же были все войсковые учреждения и склады всего необходимого. Тут были свои мастерские, в которых делали порох и изготовляли оружие. На той же площади стояли курени — продолговатые здания из плетенки с глиной, покрытые камышом.*) Здесь жил и гарнизон и прибывавшие в Сечь беглецы. Кроме этого далеко в степи находились сторожевые вышки**). Сигнализация о приближении неприятеля производилась зажженной соломой или сухой травой, вздетой на палку, после чего сторожевой вскакивал на коня и несся к следующей вышке или прямо к Сечи***). Ниже Днепр представлял собой довольно сложную систему островов, покрытых густыми зарослями. Здесь неприятеля ожидали неприятные сюрпризы — в зарослях были поставлены пушки, а по протокам и речкам шныряли дозоры — пройти было трудно. Вся эта многосложная система островков и островов называлась Войсковой Скарбницей. Где-то тут хранилась и Войсковая казна, и запасы, и разные ценности. Об их точном местонахождении знали далеко не все. «Рассказывают», пишет Боплан, «что в Войсковой Скарбнице скрыто казаками в разных каналах множество пушек, и не только литовцы не знают об этом, но даже не многие казаки знают об этом. В этих местах погибло много турецких галер, потому что, заблудившись между многочисленными островками, турки и татары не могли зачастую отыскать путь, а казаки преспокойно обстреливали их из зарослей. С этого времени галеры никогда не заходят сюда дальше, чем на 5 миль от устья».
Росло Запорожье, слава о нем ширилась, увеличивался и приток беглецов. Были богатые, были и бедные. Советские историки в своих трудах о Запорожье особенно подчеркивают разницу между бедными («сиромахами») и богатыми, стараясь изгладить в представлении читателя всю ту «романтику», с которой его знакомили писатели-классики старой России, начиная с Гоголя. Следуя своим обычным приемам, они и жизнь на Запорожье расценивают исключительно с материалистической точки зрения, намеренно замалчивая или же не особенно подчеркивая такие элементы, как полное равенство в казачьей среде (где бы то ни было среди казаков; оттого-то на Дону и поговорки пошли: казаки — все наголо атаманы, что ни казак — то и атаман, коли не на Кругу — ни перед атаманом курпея не ломай, и многие другие), глубокое религиозное чувство, особую товарищескую боевую спайку, схожую с традициями старых рыцарских орденов Западной Европы и презрение к так называемым «благам жизни». Судя по советским источникам, и Запорожская Сечь не являла собой пример классового и социального равенства, и «богачи безжалостно эксплуатировали бедноту». Забывается, очевидно, что во всем мире не было, нет, и вероятно не будет, идеального равенства между людьми, исключая, пожалуй, общины древних христиан, древне-коптские общины и дохристианскую общину, к которой, согласно свиткам Мертвого моря, принадлежал Иоанн Креститель. Умалчивается и резкая классовая и экономическая разница в советском обществе, где сливки снимаются партийными, а крестьянин закабален похуже, чем во время «проклятого царизма». Как и всюду, так и в Запорожье были зажиточные, обжившиеся казаки и была голь, беднота, так же как и у нас на Дону во времена Булавина существовала голытьба. Голытьба у нас приходила с севера, а сиромаха на Запорожье приходил и с севера и с северо-запада. Конечно, требовалось известное время, чтобы он, путем ли упорного труда на ниве, охотой ли или в боях с басурманами, мог встать на ноги, приодеться и устроить свою личную жизнь получше. Но обращал ли уж такое особое внимание запорожец на то, скажем, как он одет? Если и обращал, так в то же время непрочь был и выказать глубочайшее презрение ко всем этим «благам жизни», загваздав в дегте или в грязи дорогие шаровары или жупан аксамитовый — «как пришло, так и ушло!»
Оружие запорожцев составляли: кремневая рушница (самопал), пистоль, сабля («ненька-ридненька»): кроме того были в пользовании чеканы или келепы (боевой молот), кинжалы, копья (списы, а на Дону — дротики), ощепы (копье с крюком, чтобы всадника стаскивать с коня) и другие виды оружия. Интересно то, что латами, шлемами, кольчугами и панцырями запорожцы почти не пользовались.
Для нас особенно интересно то, что Запорожцы были очень тесно связаны с Донскими казаками. Среди запорожцев не только бывало много Донцов, но даже имелся особый Донской (Динской) курень, рядом со Шкуринским куренем. Вместе дрались, вместе головы клали. Невольно вспоминается страшное недавнее время — гибель наших Вождей, когда на плаху в Кремле взошли вместе — последний Шкуринец, Андрей Григорьевич, и наш Петр Николаевич. Так красной нитью сквозь всю историю это братство и прошло до наших дней. В 1632 году донцы сказывали Угрюмову, стрелецкому пятидесятнику: «А у нас такой приговор, у донских казаков с Запороскими Черкасы учинен — как приходу откуда чаят каких... людей многих на Дон или в Запорота и Запороским Черкасом на Дону нам козаком помогати а нам, Донским козаком, помогати Запороским Черкасом». Запорожцы часто подолгу живали у донцов, и наоборот. Например, запорожский старшина Шафран, живший на Дону более 18 лет, говорил: «...а всех де на Дону нас есть с тысящу человек. А в Запорогах де донских казаков много также, живут переходя — они ходят на Дон, а з Дону казаки к ним и живут сколько где кто хочет. А повелось де у них то с донскими казаки изстари, что меж себя сходятца и живут вместе в одних куренях». Здесь интересует нас, конечно, слово «изстари», и как жаль, что нельза установить — какой срок имел в виду говоривший.
Росло Запорожское казачество, росло и число куреней. В XVIII веке их насчитывалось уже тридцать восемь: Каневский, Корсунский, Шкуринский, Динской, Брюховецкий, Уманский, Пластунский, Леушковский, Дадьковский, Платнировский, Пашковский, Медведовский, Кущевский, Кисляковский, Ивановский, Конеловский, Сергиевский, Крыловский, Батуринский, Поповичевский, Васюринский, Незамаевский (позже Незамайский), Щербиновский, Титаревский, Роговской, Калниболотский, Деревянковский, Вышестеблиевский, Нижестеблиевский, Джерелиевский, Переяславский, Полтавский, Мышастовский, Минский, Тимошевский, Величковский, Ирклиевский.
В 1793 году появились новые курени: Березанский и Екатериновский (последний в честь Императрицы Екатерины II).
Интересно, что Запорожское казачество называло себя также «товариством», что ясно подчеркивает самую характерную его черту. Советский историк Голобуцкий, говоря о несении запорожцами воинской повинности, указывает на то, что, несмотря на обязанность отбывать службу «по очереди», «...богатые казаки всячески избегали этого, предпочитая вместо себя посылать служителей, и вскоре это стало обычным явлением в жизни Войска». В доказательство он ссылается на старинную думу, в которой поется:
Та чую загадано та заповидано,
Усим козаченькам та на вийсько йти —
У кого е сини то висилати,
А в кого нема — то наймати.
Предположим, что подобное явление и имело место, но, где же доказательство тому, что это «стало обычным явлением в жизни Войска»? Автор серьезного труда, изобилующего всевозможными ссылками на различные исторические источники, в этом, казалось бы немаловажном, пункте не привел никаких доказательств, кроме малоубедительной думы; доказательством ее считать нельзя не потому, что она искажает быт, а просто потому, что она говорит о другом: когда призывались молодые люди, престарелый бездетный казак мог послать наймита. Невероятным кажется, что в Запорожском Войске, покрывшем себя неувядаемой славой, в настоящем «товаристве», которого побаивались и сам Султан, а Литовское государство не было в состоянии с ним справиться в течение нескольких веков — чтобы подобное откровенное отчынивание от воинской обязанности могло принят форму «обычного» явления — не верится, да и только.
Высшую власть в Войске представляла Рада, т. е. все казаки, исключая тех, кто по какой-либо причине не мог присутствовать. На Войсковую Раду созывали Войсковые довбиши, бившие в литавры. Иногда сзывали и пальбой из пушки. Собравшись в круг на майдане, казаки ожидали появления Кошевого Атамана и старшины. Сначала Войсковой есаул выносил на майдан Войсковые регалии, или клейноды, — Войсковое знамя и бунчуки. После этого выходили Кошевой Атаман и его свита — старшины. В руках у Кошевого был знак его власти — булава, в руках у Войскового судьи — Войсковая печать, у писаря — серебряная чернильница, у шафаря — шкатулка для сбора податей, и т. д. и т. д. Кошевой занимал свое место под бунчуком и, осенив себя крестным знамением, уставно клянялся на все четыре стороны, а за ним и вся старшина. Официальная форма обращения к Войску по историку Соловьеву была следующая: «Панове молодци, славне Вийсько Запоризько и Кош Днипровий и Кош Морской!» О выборах на Раде оставил нам свое свидетельство историк Ригельман: «...став под знаменем и бунчуком, кошевой обращался к казакам со словами — «Пани молодци! Чи не будете сього року по старим вашим звичаям инших нових старшин вибирати, а старих скидати?» Если Рада требовала перевыборов, старшины клали наземь свои шапки и знаки своей власти и удалялись. Вновь же избираемые по обычаю дважды отказывались и принимали только по третьему разу...».
Но самый прекрасный момент, по-моему, наступал при выборах кошевого: «...новоизбранному кошевому атаману казаки тут же клали на голову землю, которую горстями брали прямо из-под ног, хотя бы и грязь на то время случилась». Какая прекрасная символика — помни, что ты — один из нас, такой же, как и мы, не лучше и не хуже! Это ли не наивысшее проявление демократического принципа во всей его первобытно-наивной простоте? Вот в этом-то, казалось бы, полукомическом древнем обычае и кроется вся характеристика Казачества, «товариства» тесно спаянного кровью Ордена зипунных рыцарей — Запорожье ли, Дон ли, Кубань ли, Терек ли, или еще какое другое Казачье Войско — поистине товарищество в самом глубоком смысле этого слова. Только возложив грязь на голову атаману, казаки вручали ему булаву и низко кланялись, а довбиши били в литавры, и радостно кричала — вопила вся эта громада казацкая — подавался и аксамитовый жупан, и простой чекмень и продранная рубаха сиромахи — радовались братья-казаки.
А не по вкусу была старшина — сбрасывали ее. Мышецкий свидетельствует, что «казаки на радах часто свою старшину сзади в шею пихают, как у них и завсегда чинится». А Ригельман пишет: «...казаки кричали — покинь, негодний сину, свое кошевье! Уже ви вийськового хлиба наилися, кошовии, и пань-ство свое покидайте, сучьи дити!»
О старшине ксендз Окольский (XVII век) пишет: «Присмотревшись к старшине, должно признать, что в нее избирают людей далеко не дюженных, в особенности, когда казаки поднимают руку на короля, на его гетманов и солдат». И далее: «Хотя нет в среде казацкой ни князей, ни сенаторов, ни воевод, но... есть зато такие люди, что если бы не препятствовали тому составленные против плебеев законы, то среди них нашлись бы достойные назваться равными по храбрости Цинциннату или Фемистоклу!». Говоря же вообще о казаках, Боплан пишет: «Казаки смышлёны и проницательны, находчивы и щедры, не стремясь к большим богатствам, но превыше всего дорожат свободой, без которой жизнь для них немыслима. Все они редко умирают от болезни, разве лишь в глубокой старости, большинство же кончает жизнь свою на поле битвы. Они легко переносят стужу и зной, голод и жажду. В походах довольствуются сухарями да соломахой (варевом из пшена или муки). Во время походов казаки отличаются большой трезвостью; если же случится меж них пьяный, напр. на морском походе, атаман приказывает такого немедленно выкинуть за борт».
Хвалили и враги. Турецкий историк XVII века Найма говорит: «Уверенно можно сказать, что нельзя найти на земле людей более смелых, которые бы так мало заботились о своей жизни и так мало боялись бы смерти».
Да, славные предки были у наших братьев и соседей Кубанцев, и они вправе ими гордиться. На этом периоде существования Запорожской Сечи на этот раз мы и закончим очерк, еще не касаясь деятельности Второй (Базавлуцкой или Чертомлыцкой) Сечи.
Калифорния. США. Н.Н. Воробьев
БИБЛИОГРАФИЯ: По И. Карелину «Запорожские городища»; В. Котельникову «Дон, Кубань и Терек»; В. Голобуцкому «Запорожское Казачество»; Н. Костомарову «Собр. сочин.», т. 8; «Донские Дела», кн. I, 1898 год.
(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 68. Январь-февраль 1967 года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av. de la Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 22-28).
Источник: www.ckw.ru